В.Г.Бутко

Свобода - наследие сынов славы и воли

В.Бутко

Часть І

Очнувшись от революционного угара девяностых, большинство из нас, правда, несколько запоздало, удосужились-таки оглядеться вокруг. К великому удивлению оказалось, что декларировать, произносить на все лады, поминать к месту и не к месту священное понятие – “народовластие” – значительно проще и приятнее, чем строить по-настоящему демократическое общество. Зная о нем лишь понаслышке, частенько приходилось ошибаться, вследствие чего многочисленные опыты на этой ниве привели к столь уродливым последствиям, что слово “демократ” стало грязным ругательством. Не помогли побороть политическое невежество и пространственные лекции целого сонмища высокообразованных советчиков, ибо все они грешили преступной дальнозоркостью. Прекрасно разбираясь в тонкостях британской, американской, шведской и прочих политических систем, зная мельчайшие коллизии общественного устройства Античной Греции, отечественные маститые эксперты, политологи, социологи и футурологи упорно не желают поворотить глаза на наше собственное историческое наследство.

Речь о демократических традициях России, как правило, заводят те, кто не снискал ни громких титулов в научном мире, ни сколько-нибудь значимых государственных должностей. На этом полупрофессиональном поле мнения представлены достаточно широким спектром: от стойкого убеждения, что наша страна была, есть и остается заповедником откровенного рабства, до попыток отыскать истину в забытой истории земских соборов. И практически никто не решается вспомнить и озвучить простейшую мысль: Россия – страна с древнейшими и совершеннейшими формами демократии, которые зародились, существовали и сохраняются поныне на территории Русского Юга.

Отсюда автор статьи, желая оставаться в рамках русского языка, намеренно заменяет термином "народовластие", набивший оскомину и вызывающий у многих отвращение, греческий эквивалент.

Итак, начать следует, пожалуй, с обращения к великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. В своей фундаментальной работе "Энциклопедия философской мысли", рассуждая о расовом разделении человечества, он выделяет кавказскую расу. "Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой, только здесь дух вступает в полную противоположность с условиями природного существования, постигает себя в своей абсолютной самостоятельности, вырывается из постоянного самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю".

Принимая существование кавказской расы как неоспоримую реальность, нетрудно прийти к выводу о близкородственных связях, об единых корнях разных народов, населяющих до настоящего времени Русский Юг. И здесь следует говорить о двух наиболее многочисленных этносах, сыгравших огромную роль в истории мировой цивилизации. Я имею ввиду, разумеется, адыгов или черкасов и казаков.

Кровное историческое единство этих двух народов не вызывает сомнения при подробном изучении их культур. И здесь нужно отдать должное профессиональному археологу, историку и краеведу Михаилу Ивановичу Крайсветному, многие годы своей жизни посвятившему изучению этого вопроса.

Прежде всего они были великолепными воинами, равных которым по отваге, смелости, владению оружием не ведала ни Азия, ни Европа. Прекрасно зная корабельное дело, они умели строить двуносые судна и, вооружаясь парусом или веслами, спускались вниз по течению великих рек. Знание лоции и астрономии помогало им легко огибать коварные стремнины и отмели Дона и Кубани и выходить в море. Все перечисленное превращало их в грозных пиратов, наводивших ужас на прибрежные поселки и города в акваториях Черного и Азовского морей. Не удивительно, что племя смелых, доблестных воинов пуще всего на свете ценило оружие. Оружие дарили мальчику при рождении, стрельбой и джигитовкой провожали мужчину в лучший мир.

Военные заслуги этих людей были не раз оценены по достоинству. Недаром русские цари формировали из них самые боеспособные части, которые в тяжелейших ситуациях оставались верными присяге и сохраняли боевые порядки. Недаром великий Наполеон горько сожалел, что в его огромной армии нет хотя бы тысячи таких воинов.

Однако, наиглавнейшим вкладом, сделанным народами Русского Юга в мировую цивилизацию, стали не славные и громкие победы, а идеальное общественное устройство, простота, мудрость и универсальность коего до сих пор вызывают восхищение. Это было по-настоящему гражданское общество лично свободных граждан.

Высшим законодательным органом власти являлось общенародное собрание всех без исключения его членов. Каждый считался полноправным участником собрания с правом голоса по жизненно важным позициям. Общенародное собрание решало вопросы войны и мира, определяло дипломатию, занималось экономическими и социальными проблемами. В его функции входило распределение земли и пастбищ, рыбных и охотничьих угодий, прием новопришедших жителей в свое общество. Собрание выполняло и функции высшего судебного органа, оно избирало органы исполнительной власти. Все его решения имели силу закона и подлежали безусловному исполнению. Контроль регламента и легитимности осуществлял Совет стариков или старейшин.

"Ничего удивительного!" – могут возразить многочисленные оппоненты. – "Подобная модель прекрасно работала во многих местах, в том числе и на Руси. Эта же модель положена и в основу современного политического устройства."

Опровергать следует по пунктам. Разумеется, в граде Новгороде существовало Вече. Однако пресловутое новгородское народовластие имело ярко выраженный имущественный ценз, чего в помине не было на Юге. Членом собрания с правом голоса и у адыгов, и у казаков мог быть каждый.

Что же касается той политической системы, которая существует в России сегодня, то наши славные предки, наверняка, переворачиваются в гробах от стыда и ужаса, осознавая насколько извращены их совершенные установления.

Вместо открытого волеизъявления, вместо смелой и благородной привычки высказывать свое мнение оппоненту, глядя ему прямо в глаза, нам навязано уродливое чудище тайного голосования, при котором не занимается политическими спекуляциями только ленивый.

Широчайшее распространение поучило такое явление, как общественная раздробленность, этакая атомизация общества. И в этой атмосфере всеобщего недоверия друг другу, страна вновь сползает в пропасть азиатской деспотии. И если процесс станет необратимым, русская государственность придет к окончательному краху.

Теперь об избрании тех, кого в настоящем времени именуют должностными лицами. Как правило, от личных качеств этих людей зависели жизнь и судьбы многих. Поэтому к процессу избрания лидеров, особенно в пору военных походов или иноземного нашествия относились чрезвычайно серьезно. Уникальным является то, что во внимание принимались не родственные связи, не размер собственности, а только заслуги перед обществом. Огромное значение имела честность и воинская доблесть. Вместе с этим работал прекрасно отлаженный механизм обратного действия. Человек, не оправдавший возложенных на него надежд, либо как-то провинившийся перед обществом, довольно быстро слагал свои полномочия, причем претензии также высказывались ему открыто.

Сегодня же мы имеем ситуацию диаметрально противоположную. Повсюду во власть приходят случайные люди с довольно убогими способностями и неясным прошлым. Вместе с тем, ощущая на собственной шкуре результаты деятельности этих новоявленных "народных лидеров", сам народ не имеет возможности лишить их власти.

В старину на Юге любой пройдоха или трус, наделенный полномочиями по ошибке, был бы остановлен могучей силой гласного общенародного собрания. Он не только был бы отринут от власти, но и перестал бы быть полноценным членом общества. Дело в том, что общее собрание, принимая в свои ряды, обладало силой изгонять из них.

Сегодня общественно-политические традиции народов, населяющих Русский Юг, упорно замалчиваются, и неизвестно, чего здесь больше: злого умысла или откровенной недалекости. Хотя мудрый, пытливый исследователь не оставит без внимания многочисленные факты, говорящие о том, что цивилизация народов Северо-западного Кавказа, равно как и их непреодолимая приверженность к истинному народовластию, уходят корнями в глубокую древность.

Донские степи, Кубанские берега и предгорья Кавказа – вот территория, изобилующая мегалитическими сооружениями. Дольмены, например, охраняемые государством как исторические памятники, можно увидеть даже в самом центре Большого Сочи, а уж на территории адыгеев не имеет себе равных по количеству этих загадочных творений человеческих рук. Мегалитические сооружения, гигантские геоглифы есть и на территории Ростовской области. Разумеется, сегодня мы можем созерцать лишь жалкие остатки былого величия, так как время и человеческий вандализм не пощадили древних памятников. Однако даже этой малости достаточно, чтобы представить себе мощь и могущество цивилизации, формировавшейся на Северо-западном Кавказе.

Если обратиться к письменным источникам, то можно вспомнить не только нартский эпос, но и деяния наших общих прародителей – скифов, запечатленные многими авторами античного мира. О воинскую доблесть скифов споткнулись и персы, и непобедимые фаланги Александра Македонского. Однако скифы порой переходили от обороны в наступление и распространяли свое влияние далеко на Юг. Пророк Иезекиль называет князя Рос (Рош) в войске скифов, который разорил Израиль, дабы показать святость Господню. Большой интерес для нас может представлять еще одно хрестоматийное свидетельство: в Афинах полицейскую службу несли 300 скифов – государственных рабов. Этот факт сам по себе не вызывает удивления и не нуждается в комментариях. Действительно, лучше скифских всадников никто бы не справился с подобной миссией. Однако трудно предположить, чтобы функцию охраны города-государства отдали полоненным воинам. Представьте себе патрули плененных немцев на улицах Москвы осенью 1941 года!? Возможно, историки, не желая отступать от общепринятых теорий, по своему обыкновению, передергивают карты. Лично мне видится совсем иная реальность. В незапамятные времена скифы пришли в Афины победителями. Они же принесли эллинам уникальную форму общественного устройства. Греки же, следуя традиции давать четкие определения всему и вся, произвели на свет слово "демократия", столь несправедливо опошленное и охаянное в наши дни.

Сегодня, говоря о возрождении или о втором рождении России, только безнадежный глупец не способен понять, что обустраивать Отечество можно, лишь руководствуясь принципами истинного народовластия. В этой связи опыт наших предков трудно переоценить. То, что безотказно работало несколько тысячелетий, как воздух необходимо нашей стране.

Во-первых, выбираться должны все ветви власти на всех уровнях. Имею ввиду и общественных представителей, и должностных лиц, и судей. Необходимо также сделать выборными и милицейские должности. Выборность должна происходить на всех уровнях. Только это сможет "прошнуровать" раздробленное ныне российское общество.

Во-вторых, нужно обязательно воскресить еще одно мудрое установление наших предков. Я бы назвал его дублирование системы. Дело в том, что каждое должностное лицо получит свое alter ego. Это убережет систему от пробуксовывания в случае болезни, смерти либо отстранения того или иного лидера.

В-третьих, следует запустить четкий и внятный механизм ротации должностных лиц, который позволит навсегда покончить с коррупцией. Принцип – кто выбирает, то и отзывает.

В-четвертых, на Президента, как отца нации, возлагается почетная обязанность следить за становлением и соблюдением принципов народного самоуправления.

В–пятых, принцип обязательности и ответственности в исполнении гражданского долга позволит стране мобилизоваться и выйти из того смрадного тупика, в который ее загнали бесчестные и недальновидные политические лидеры.

Часть IІ

В семнадцатом году изначальное мировое Зло, объединившись под кровавым знаменем, вырвалось наружу, круша и сметая все на своем пути...

Разумеется, мир был напуган. Этот испуг не прошел и поныне... Сознание здравомыслящих людей подверглось тяжелейшему испытанию, преодолеть которое многим оказалось не под силу. Русские мыслители и философы, в первую очередь религиозные, деятели культуры и искусства, и просто порядочные люди, не сумевшие отречься от человеческой природы в самих себе, подняли голоса против вселенского хаоса. Журналы и газеты запестрели публикациями на разных языках и, о ужас, то тут, то там титулованные, уважаемые авторы стали подписывать свободе и демократии смертный приговор. Вот, например, что писал митрополит Иоанн в своих произведениях "Самодержавие Духа" и "Русь Соборная": "Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении – ложь! Слово это переводится на русский язык как "власть народа" или "народоправство", но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло – политика, профессия – жестокая и беспощадная борьба за эту власть." Отсюда уважаемый автор делает вывод: "... в России... государственный распад – есть неизбежное следствие практического применения принципов демократии в практике государственного строительства."

А вот что писал в тюрьме в марте 1933 года священник Павел Александрович Флоренский.

"Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путями представительства, партийности, избирательных прав и прочего, и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть избирательные (по назначению) – старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период в истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право – сила гения творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает название божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры – диктатором, правителем, императором или как нибудь еще иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества..."

Как объяснить эти призывы к языческому идолопоклонству? Тем более, что вышли они из под пера людей, в чьей христианской природе сомневаться не приходится? Парадокс требует подробного анализа. Кто-то обнаружит здесь слепое следование рабски-угодливым традициям народа, привыкшего с преклонению перед властью восточного типа. Кто-то узрит отступление от христианских норм. Кому-то вышеприведенные сентенции покажутся следствием панического страха перед варварским хаосом революции. Однако в утверждениях уважаемых авторов есть слабые места, опровергать которые следует по порядку.

1. "Все идеи демократии замешаны на лжи". Так может утверждать лишь тот, кто не ведал истинного народоправства, кто слыхом не слыхивал о Казачьем Круге, мистический сакральный смысл которого навсегда запечатлен на иконе "Отчизна". Сообщество полноценных, равных перед законом граждан, не нуждается во лжи по определению, ибо оно гласно и открыто. К чему лгать, когда к твоему голосу обязаны прислушиваться. Когда ты имеешь право на собственное мнение, когда ты не зависишь от прихоти тирана. Как раз таки ложь является непременным атрибутом самых гнусных деспотий.

2. "... ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит". Здесь уважаемый митрополит противоречит самому себе. В современном мире есть страны, считающиеся демократическими, но нет ни одной истинно демократической. Такая страна была и входила она в состав Великой Российской империи. Имя этой страны – Дон, населенный представителями кавказской расы, выше всего почитавшими личную Свободу. Эта чудесная страна подверглась в первую очередь нападению новых гуннов, во что бы то ни стало желавших покончить со Свободой и Вольностью...

3. "в России... государственный распад - есть неизбежное следствие практического применения принципов демократии в практике государственного строительства". Все дело в том, что пресловутые принципы демократии никогда не применялись в практике государственного строительства ни в СССР, ни, тем более, в, так называемой, Новой России. Принципы демократии были расстреляны в подвалах ЧК, сгнили в огромных братских могилах во времена тотального истребления Казачества. Возможно, именно привычка надеяться на "коронованного гения", привычка ждать подарков от доброго, мудрого, и, вместе с тем сильного правитель, погубила Россию.

4. "...На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период в истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право – сила гения творить этот строй". Эти строчки прямо-таки кричат вековечной тоской жителя Средней России по "сильной руке", по суровому, но справедливому пастырю, способному в припадке революционного гнева послать миллионы на бесовскую войну, а потом, поддавшись приступу сентиментальности, вручить им посмертно ордена или медали. К глубокому сожалению, тем, кто привык жить в рабской покорности, никогда не понять носителей и хранителей принципов народного самоуправления.

Оставим же эти странные сентенции на совести уважаемых авторов и признаем за ними священное человеческое право на заблуждение. Тем более, что они были свидетелями чудовищных событий, творившихся под знаменем "пролетарской" диктатуры и олигархической "демократии". Не удивительно, что это греческое слово вызывало у них отвращение. Однако великий народ отвратить от истины нельзя, как нельзя Жизнь отвратить от Света. Взоры усталой от междоусобиц России все чаще и чаще обращаются на Юг, туда, где, освещая заснеженные пики Кавказа, поднимается Солнце Свободы. Добро снова переходит в наступление, и наши сердца наполняются Священным Восторгом. Возрождение нации, национальной гордости, национального духа – есть деяние, безусловно, Богоугодное. Ибо тот, кто посмел отречься от Бога, легко отрекается от нации, тот, кто не знает своей нации, не знает Бога. Воскрешая нацию, мы делаем огромный шаг к установлению на Земле Царства Божьего. Гордые хранители принципов Божественной Свободы начинают сознавать себя нацией, и традиции подлинного народоправства завоевывают все новых и новых приверженцев. И мы надеемся, что недалек тот день, когда сбудется предсказание гениального Николая Гумилева:

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

Новочеркасск, 2005 г.


Для попавших на страницу из поисковика - перейдите к просмотру раздела по этой ссылке
На главную страницу сайта